М
Е
Н
Ю

С
А
Й
Т
А

ТАИНСТВО ВЕНЧАНИЯ В ЦЕРКВИ – СОВЕТЫ ВЕНЧАЮЩИМСЯ

Таинство венчания в церкви – советы венчающимся

Какие можно дать советы тем, кто собирается венчаться? Прежде всего – разобраться с тем, что это такое. В таинстве венчания два человека дают обещание верности друг другу перед священниками, перед церковью. И в таинстве венчания испрашивается благодать или благословение на рождение и воспитание детей. Если это человеку нужно, тогда стоит, с церковной точки зрения, идти в церковь и венчаться. Но чаще всего люди сейчас смотрят на это как на некое приятное дополнение к своему бракосочетанию, это уже становится сейчас таким стандартом жизни. Смотря как к этому относиться.

Если смотреть на это как на какой-то антураж, на некое дополнение к своей свадьбе, здесь никакие рекомендации давать не следует. Просто поступайте, как вам нравится. Если говорить с церковной точки зрения, действительно, тут надо быть очень верующим человеком и чувствовать эту благодать церкви, то есть иметь некий религиозный опыт по получению этого благословения, этой благодати, этой энергии, которая возможна в церкви. И этой энергией как-то наполнять и поддерживать друг друга, свои отношения.

Таинство венчания совершается между православными. Если один человек православный, а другой – иной христианской конфессии (например, католик), то для этого требуется разрешение правящего архиерея. Подается соответствующее прошение в канцелярию, наверное, будет разрешение. Церковь осуждает и запрещает сексуальные отношения до брака, предполагается, что человек должен быть чист в этом смысле. А если это произошло… Мне кажется, даже не имеет смысла жениться или выходить замуж, не познакомившись со своим будущим супругом более близко (могу позднее рассказать одну поучительную историю на эту тему). Если это произошло, то существует исповедь, на которой нужно покаяться в том, что грешен, батюшка (грешна, батюшка). И батюшка благословляет вступление в брак, то есть венчание.

Есть разные чины венчания. Самый торжественный – это для людей, вступающих в брак в первый раз. Второй брак – считается, что венчание во втором браке является снисхождением к человеческой немощи, и этот чин менее торжественный, и в нем больше присутствуют такие покаянные молитвы, в которых просится прощение за такую слабость, что человек развелся и вступает второй раз в брак.

В этом отношении приведу один поучительный случай. Одна достаточно взрослая женщина (36-37 лет) имела неудачный опыт двух браков, и она стала православной. Конечно же, она думала о браке. Брак должен был состояться по всем правилам, для того чтобы сохранить благодать, и чтобы этот третий брак был для нее счастливым. Она встретила мужчину, и эти отношения были очень церковными, очень благочестивыми – разумеется, до брака ни-ни.

И после венчания и шикарной торжественной свадьбы оказалось, что мужчина не способен к сексуальной жизни. Это очень разочаровало эту женщину. Но брак был третий, а ей после третьего брака вообще нельзя было… она была очень церковна. Это привело к очень большой жизненной трагедии, к большим переживаниям. Поэтому каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь и свои личные отношения сам и не надеяться на то, что кто-то ему даст правильный и верный совет.

Венчание в церкви совершается при наличии государственной регистрации, то есть свидетельства о браке, выданного в ЗАГСе. А уж как там его выдадут, может, и в 16 лет. Но если выдали, то церковь венчает. В каких случаях церковь может отказать? С инославным, с атеистом. Здесь же можно привести список тех ограничений, которые являются основанием для расторжения церковного брака: если человек не способен к супружеской жизни (это выяснится на исповеди), если человек болеет тяжелыми болезнями, страдает психическими расстройствами, тяжелыми заболеваниями, как сифилис, СПИД, – это является основанием для расторжения брака.

Если женщина ждет ребенка, то венчают. Но, опять же, есть исповедь. Женщине предлагается покаяться в том, что она заблудила, и она, очищенная в таинстве исповеди, идет к алтарю.

Венчание запрещается во время всех постов, во время святок, в эти дни человек должен быть в церкви, молиться, ему не до личной жизни. Накануне великих двунадесятых храмовых праздников не совершается венчание и накануне среды и пятниц, то есть во вторник и в четверг тоже не совершается венчание. В остальные дни можно венчание совершать.

В таинстве венчания испрашивается благодать на рождение и воспитание детей. Она испрашивается священником от лица церкви, но дается она или нет, как она дается и в какой форме – это очень трудно проверить. На этот вопрос мы не можем дать убедительного ответа. Вообще-то венчание как ритуал, как некое символическое действие, которое соединяет двух людей, имеет очень большое значение. Понимаете, наше бессознательное больше воспринимает образы. Наша психика воспринимает образы, ритуалы – это тот язык, на котором удобно и хорошо общаться с нашей психикой вообще.

И если к этому подойти таким образом, что это символическое действие, помогающее соединению и соединяющее двух людей (там есть ряд интересных моментов: обмен кольцами, хождение вокруг аналоя со священником с крестом, водружение венцов), это может тоже воздействовать на психику человека, вызывая определенное состояние и может быть даже в каком-то смысле поворачивая сознание человека в сторону большего понимания и стремления к союзу с избранником.

То есть такое глубинное психологическое воздействие здесь вполне возможно. Но, опять же, это совершенно необязательно. Это не значит, что на всех людей это может производить очень глубокое впечатление. Сколько раз я видел и при собственном проведении венчания, и наблюдая со стороны, что один из супругов совершенно безразличен к происходящему, он сюда пришел исключительно из-за настойчивых просьб своей половины.

Еще я заметил, когда люди совершают венчание: прожив 15-20 лет в браке, когда супружеская жизнь испытывает какие-то кризисы, возникают конфликты, хочется от этого избавиться. И люди говорят: давайте мы повенчаемся, и все у нас будет хорошо. Это тоже одна из распространенных мотиваций совершения венчания, но мой опыт показывает, что венчание, совершенное в таком случае, не помогает людям сохранить семью или изменить отношения. Здесь требуются более глубокие, более прицельные методы работы в общении с этой парой, нежели просто такой красивый праздничный ритуал венчания.

После венчания считается, что эта семья является малой церковью, и она тоже должна жить по законам церкви: то есть нужно вместе молиться по вечерам, вычитывать вечерние, утренние молитвы, ходить вместе в церковь, в один приход, там исповедоваться, причащаться, быть вместе в церкви. Действительно, это хорошо, когда двое людей, мужчина и женщина, что-то вместе делают, допустим, копают огород вместе, или исполняют вместе какую-то музыку, или ходят в церковь – это хорошо, это укрепляет их отношения. Если люди повенчались и не ходят в церковь, что им остается? Им остаются фотографии этого таинства, когда они венчались, может быть, венчальная икона, которая еще сохранилась… вот, собственно, и все. Если они забыли, они ничего не чувствуют, в этом тоже, может быть, есть какая-то логика их отношений… и так бывает.

Расторжение церковного брака, с точки зрения церковного сознания, с точки зрения церковных канонов, является значительным грехом. Естественно, человек себя чувствует очень некомфортно в этих случаях. Но если люди забывают о какой-то духовной составляющей этого таинства, и для них это просто лишь обряд, то они часто даже и не знают, что после развода надо зайти в епархиальную канцелярию и получить церковный развод венчанного брака. Кого-то это даже совсем не беспокоит. Но для верующих людей развод является очень большой травмой. Конечно, надо вдумчиво относиться к таинству венчания и еще раз подумать, и если есть возможность, посоветоваться с толковым и доброжелательным батюшкой.

Что посоветовать по поводу венчания? Прежде всего – разобраться с тем, что вы хотите получить от этого венчания. Если вы хотите получить красивый обряд со съемкой, с красивым пением, цветами и так далее – это одно. Если вы хотите получить какую-то благодать, духовную помощь, надо очень серьезно и хорошенько к этому подготовиться. Для этого надо стать хорошо освоившим религиозную практику человеком, который это знает, чувствует. И это действие действительно будет для него духовным таинством. Но для этого надо потрудиться и подготовить себя к этому. А если кто хочет получить какое-то хорошее впечатление, то, собственно говоря, в этом тоже нет ничего плохо. И церковь так и смотрит на венчание.

Надеюсь, был полезным, Сергей Маузер. Форму для венчальной свечи можно приобрести здесь

 

Сергей Маузер

Предыдущие статьи

Подробнее: https://xsvechi.com/a209059-tainstvo-venchaniya-tserkvi.html